+38 (0412) 412-224 +38 (097) 356-60-83 +38 (093) 780-52-66
(098) 935-71-25
(097) 356-60-83
X
* — Обязательно для заполнения
Ваша корзина
пуста
Перейти в корзину
Житомир, ул.Киевская, 104 магаин "Royal"

Статьи

Мещанский «рай» для немецкой буржуазии

Как показывает история, многие процессы, происходящие в политической и экономической сферах жизни того или иного государства, зачастую оказывают влияние на его культуру и искусство. В частности – служат толчком для зарождения новых стилевых направлений в архитектуре, живописи, дизайне интерьеров. Именно так и случилось два столетия тому назад, когда Венский конгресс 1815 года принес временное затишье в политически неспокойную атмосферу Австрии и Германии. Всеобщая меланхолия, охватившая общество, подталкивала простых немецких обывателей к поиску психологического комфорта, любых, пусть даже самых мелких радостей жизни. Люди пытались уйти от окружающей их реальности в искусственно созданный мир домашнего уюта и тепла при помощи обустройства свое персонального «райского» уголка. Это послужило предпосылкой для появления сентиментального, но при этом абсолютно практичного стиля, получившего название бидермейер.

Необычный термин возник с легкой руки известного в те времена немецкого поэта-сатирика. Его шутливый псевдоним Готлиб Бидермейер («Простодушный Господин Мейер») быстро стал нарицательным и чудесно охарактеризовал результаты попыток немецкой буржуазии создать в своих домах простой, «мещанский» уют. Спустя короткое время молодое дизайнерское течение находит своих поклонников в других европейских странах. Неожиданно для всей Европы Вена становится законодательницей моды в искусстве.

Бидермейер является представителем семейства эклектичных стилей. Взяв за основу лаконизм и выверенные пропорции аристократического ампира, смешав их сентиментальностью и красочностью романтизма, приправив мягкостью и плавностью рококо, а, затем, увенчав немецкой практичностью и умеренностью, мебельщики и художники-декораторы получили особый микс, как нельзя лучше удовлетворяющий эстетическим требованиям австрийских и немецких буржуа. Новый стиль получил распространение не только в дизайне мебели и интерьеров, но и в живописи, графике, моде, прикладном искусстве.

Каким же было идеальное жилище в представлении среднестатистического бюргера? Простым и практичным, удобным и функциональным, уютным и респектабельным, романтичным и чуточку сентиментальным. Основной акцент при подборе предметов интерьера был сделан на практичность, прочность, добротность, качество.

Для создания комфортной, располагающей к спокойному отдыху атмосферы требовалось просторное помещение, в котором преобладали теплые, светлые оттенки: желтый и кремовый, розовый и светло-коричневый, иногда голубой или багровый. Бидермейер тяготеет к простым формам, не отягощенным излишним декором – помпезная роскошь и холодная надменность ампира чужды мещанскому уюту немецких буржуа.
интерьер в стиле Бидермейера фото

Оформление стен, потолка и пола

Гладкие, ровные, окрашенные в светлые тона потолки отделялись от стен при помощи узкого карниза. Стены, значительную часть которых занимали глубокие оконные проемы, окрашивались молочно-белой или любой другой светлой краской. Альтернативой однотонной краске служили декоративная штукатурка и бумажные обои с неброским растительным рисунком или полосатым тиснением. Идеальным покрытием для пола оставался деревянный паркет, отдельные участки которого застилались мягкими коврами с длинным ворсом. Большие окна обеспечивали помещению достаточное количество солнечного света. Их обрамляли многослойные муслиновые занавески и тяжелые бархатные портьеры с бахромой и декоративными кистями. Цветочные мотивы, составляющие орнамент на шторах, один в один повторялись на обивке мягкой мебели. Любопытным элементом стиля стали необычные двустворчатые межкомнатные двери с полотном, рассеченным поперек на две части.

Мебель в стиле Бидермейера

Немецкая практичность в полной мере проявилась в изделиях мастеров-мебельщиков. Поскольку основными требованиями, которые предъявлялись к мебели, были ее удобство и надежность, декоративная составляющая отходила на второй план. В мебельном производстве использовалась преимущественно натуральная древесина светлых пород: вишня, груша, орех, тополь, клен, сосна, прочная деревянная доска. Широко применялась техника фанеровки: мебельные фасады, дверцы и наличники покрывались тонкими, выстроганными вручную слоями высококачественной фанеры. Работа столяров была настолько безупречной, что их изделия не теряли своей привлекательности и после многих десятилетий эксплуатации. Чтобы подчеркнуть естественную благородную красоту дерева мебель покрывалась прозрачным лаком.

Несмотря на свою простоту, мебель в интерьере бидермейер элегантна и функциональна. Следуя лучшим традициям английских мебельщиков, мастера стиля бюргеров создают множество предметов-трансформеров: столики с откидными или раздвижными столешницами, всевозможные письменные столы и секретеры, столы, преобразующиеся в библиотечную лестницу. Кроме этого, в доме немецкого буржуа можно было встретить всевозможные шкафы и комоды, трюмо и этажерки, угловые шкафчики и бюро, витрины и подставки для цветов, а также множество столиков самых разных форм, размеров и предназначений: обеденные и рабочие, читальные и курительные, письменные, игральные и цветочные. Все деревянные изделия имеют гладкие поверхности с минимумом декоративных элементов.

На фоне сдержанных форм и природных, древесных оттенков столов и систем хранения ярко и изысканно выглядит мягкая мебель для сидения. Спинки и подлокотники элегантных диванов, кресел и стульев с мягкой обивкой имеют плавные, округлые формы; ножки изящно изогнуты. Яркая текстильная обивка (из полосатого репса или цветастого ситца) пребывает в полной гармонии с оконными шторами. Примечателен способ закрепления обивки на сидениях и подлокотниках мебели. Для этой цели мастера бидермейера использовали специальные гвозди с широкими декоративными шляпками. В обиходе появляются чехлы для мягкой мебели, одновременно с кроватей исчезают балдахины. Конструкция кроватей становится максимально простой, с двумя гладкими, одинаковыми по высоте спинками. Каждый предмет мебели изготовлен в соответствии с представлениями немецких буржуа об удобстве и уюте.

Сентиментальный бидермейер требовал наивных, романтичных аксессуаров. Симпатичные акварели и гравюры, трогательные семейные фотографии в деревянных рамках, вышивки, музыкальные часы, букетики в узких вазах, дешевые, часто сделанные своими руками сувениры – все эти вещицы привносили в интерьер неповторимую нотку интимности. Особое место в доме занимали камин с мраморной полкой, уставленной фарфоровыми статуэтками, и невероятно модная вещица – небольшой клавесин.

Именно во времена господства бидермейера в домах буржуазии возникают так называемые «чистые» комнаты. Этими помещениями, обставленными с особой тщательностью и «под завязку» заполненными всевозможной мебелью, не пользовались в будние дни. Они предназначались исключительно для воскресных приемов гостей.

Уютный «стиль бюргеров», активно применявшийся для оформления домов по всей Европе на протяжении трех десятилетий, утратил свою популярность после буржуазной революции 1848 года. Но, несмотря на то, что уже через сто лет бидермейер был презрительно назван «мещанским» и «пошлым» стилем, его отголоски нередко встречаются и в современных интерьерах.

А*Б