+38 (0412) 412-224 +38 (097) 356-60-83 +38 (093) 780-52-66
(098) 935-71-25
(097) 356-60-83
X
* — Обязательно для заполнения
Ваша корзина
пуста
Перейти в корзину
Житомир, ул.Киевская, 104 магаин "Royal"

Статьи

Ренессанс — Античность сквозь призму Средневековья

На закате мрачного Средневековья, когда уходящий в прошлое феодальный уклад сменялся зачатками новых капиталистических отношений, а безграничное влияние церкви уже заметно пошатнулось под натиском технического прогресса, на юге Европейского континента зародился новый архитектурный и художественный стиль – ренессанс. Произошедший в культуре и искусстве прорыв был напрямую связан с успехами в развитии науки и техники, революционными открытиями в области географии, появлением новых, свободных от условностей творческих личностей. Слепая вера в божественное начало сменяется знаниями, основанными на опыте. Во главу угла становится человек – носитель таких знаний. Никому не известных мастеров Средневековья вытесняют гениальные личности, смело дающие произведениям искусства свои имена. Европа XV столетия вступает в новый период своего культурного расцвета – период Возрождения.

Пытаясь уйти от наскучившей помпезности в архитектуре, ренессанс обращается к опыту высокоразвитых древних цивилизаций. Истоки прогрессивного художественного стиля уходят корнями к традициям Древнего Рима и Византии, постепенно обрастая новыми, ни на что не похожими чертами. Вполне логично, что первый шаг к возрождению интереса европейцев к прекрасному наследию Античности был сделан в солнечной Италии.

Итак, – РЕНЕССАНС. Спокойный и уравновешенный, гармоничный и пропорциональный, четкий и симметричный – этот стиль становится невероятно модным в среде европейской знати. Дворцы и соборы, загородные виллы и целые города выстраиваются знаменитыми мастерами роскошного ренессанса. Архитектурными памятниками эпохи Возрождения становятся Собор Санта-Мария-дель-Фьоре и Собор Святого Петра, Палаццо Вендрамина-Калерджи и Капелла Медичи, прекрасные итальянские города Венеция и Флоренция. 

Именно ренессанс дает начало проектированию. Геометрически правильные, строго пропорциональные формы требуют предварительного расчета и тщательной прорисовки. Основой стиля становится принцип симметричности – один из центральных элементов здания или интерьера (парадный вход, стол, камин) принимается за своеобразную ось симметрии, вокруг которой выстраивается вся композиция. 

Архитекторы уходят от популярных готических форм – устремленных ввысь башенных шпилей, в моду входит горизонтальное членение зданий. Строения приобретают более приземленный вид, плоские крыши соборов вместо шпилей украшаются полусферическими куполами.

Внутренние помещения в стиле ренессанс – большие и просторные, богато оформленные и поражающие своим великолепием. В их расположении прослеживается удивительная четкость и простота. Роскошные широкие лестницы, уходящие в перспективу арочные галереи – яркая примета зданий эпохи Возрождения. Высокий сводчатый (иногда многоуровневый) потолок обычно изготавливается из натурального камня (мрамора) или древесины, широко применяется позолоченная лепнина, роспись. Особый шик придают помещению деревянные кессонные потолки.

Стены

Большое внимание уделяется оформлению стен. Как правило, их нижняя часть обшита высокими дубовыми панелями, часто с легкими резными узорами. Над панелями поверхность стен покрывается штукатуркой и окрашивается. В парадных залах богатых светских и церковных зданий стены расписывают сюжетными или орнаментальными фресками, декорируют тисненой кожей и дорогими тканями – парчой и бархатом. Кроме этого, украшением просторных залов становятся стенные ниши с полукруглыми арочными сводами, в которые размещаются мраморные античные скульптуры или искусно выполненные фрески. В соборах и капеллах подобные ниши занимают объемные фигуры святых. 

В выборе мотивов для орнамента четко прослеживается влияние античности (лавровые венки и виноградная лоза, лист аканта и меандр, эмблемы и геральдика). Наследием Древнеримской культуры являются и вновь вошедшие в моду колонны и аркады, фестоны и пилястры, львиные головы, грифоны и купидоны. 

Интерьер в стиле ренессанс выдержан в мягких, спокойных, гармонично перетекающих из одного в другой тонах. Базовые цвета: желтый и коричневый, синий и пурпурный, холодные оттенки белого, а также многочисленные тона пастельной гаммы. 

Помещения эпохи Возрождения заполнены воздухом и светом. Подобный эффект создается при помощи огромных полукруглых окон с широчайшими откосами. Окна декорируют роскошными драпировками и ламбрекенами из дорогих, расшитых шелком и золотом тканей, кручеными шелковыми шнурами.

Мебель

Расставляя в жилых помещениях акценты на драпировках, мастера-оформители того времени отодвигают мебель на второй план. Хотя ее ассортимент и становится более разнообразным, чем в Средневековье, количество по-прежнему остается минимальным. Часто в одной комнате располагается не более трех предметов мебели одновременно. 

Простота и четкость форм громоздкой мебели периода ренессанса оттеняется красотой и богатством отделки. А на ее убранстве четко отражается состоятельность хозяина дома. Декоративная золоченая инкрустация, изящная роспись и резьба, разнообразные архитектурные элементы, выполненные в лучших традициях античности – чем более высокое положение занимает человек, тем богаче и помпезнее обстановка в его доме. Особую ценность имеет невероятно красивая, роскошно декорированная венецианская мебель.

Именно в этот период предметы мебели становятся более «мобильными», получив, вслед за людьми, большую свободу передвижения. Встроенные в стенные ниши готические кровати выдвигаются и устанавливаются поперек комнаты. Теперь они имеют две спинки – в ногах и в изголовье, а также высокие резные столбики-колонны по углам. Балдахины на кроватях больше не устанавливаются.

Корпусная мебель имеет вид отдельного архитектурного сооружения, своеобразного «палаццо в миниатюре» с колоннами, карнизами и пилястрами. Помимо монументальных шкафов, в интерьере используют буфеты и секретеры. Центральное место в столовой занимает стол: круглый (иногда в форме правильного восьмиугольника) - на одной массивной ножке, или прямоугольный – на двух опорах. Входит в обиход новинка – раскладной стол с выдвижными опорами. Стационарные лавки заменяются ажурными металлическими креслами и стульями с бархатной, парчовой или кожаной обивкой. Ножки мебели преимущественно представляют собой мощные опоры-колонны, однако встречаются и другие формы, к примеру, ножки в виде львиных лап.
стиль Ренесанс

Важным элементом интерьера остается большой хозяйственный сундук (кассоне), славящийся особой декоративностью. Кассоне украшается инкрустацией из древесины дорогих пород, искусной росписью, позолотой. 

Завершают картину внутреннего убранства помещения в стиле ренессанс тяжелые кованые канделябры, немногочисленные декоративные аксессуары из слоновой кости, майоликовые вазы и, конечно же, камины.

Безликое искусство Средневековья сменяет эпоха гармонии и раскрепощенности, эпоха величия роскошной, геометрически упорядоченной вселенной, центром которой становится человек.