+38 (0412) 412-224 +38 (097) 356-60-83 +38 (093) 780-52-66
(098) 935-71-25
(097) 356-60-83
X
* — Обязательно для заполнения
Ваша корзина
пуста
Перейти в корзину
Житомир, ул.Киевская, 104 магаин "Royal"

Статьи

Фальшивый художественный экстаз в стиле маньеризм

Понятие «маньеризм», пришедшее в мир искусства из итальянского языка, часто воспринимается критиками не в качестве названия отдельного стилевого направления, а как общее определение художественных приемов, перенасыщенных манерностью, пафосом и гротеском. Тем не менее, для архитектуры и живописи второй половины XVI века маньеризм стал тем самым буферным этапом, который помог преодолеть кризис эпохи позднего Возрождения и осуществить безболезненный переход от гармоничного, уравновешенного Ренессанса к пышному, величественному барокко. 

Зародившееся в Риме и Флоренции направление искусства достаточно быстро распространилось по всей Европе, где и оставалось главенствующим на протяжении четверти столетия (приблизительно с 1530 по 1555 год). Название стиля целиком и полностью отражает его основные черты – чрезмерную вычурность (manierismo) и манерничанье (maniera). «Пионером» маньеризма принято считать знаменитого итальянского художника Рафаэля, который первым отказался от принципов гармоничного соотношения формы и содержания, присущих Ренессансу, и начал использовать более изощренную манеру изображения. Во главу угла становится красота отдельных деталей, отодвигая на задний план эстетику целостной композиции.

Характерные черты стиля маньеризм

Извлекая лучшие элементы из наследия мастеров недавнего прошлого, последователи маньеризма «доводили их до совершенства», одновременно гиперболизируя и сопровождая самыми причудливыми эффектами. Броские цвета, смещенная перспектива, непропорциональные размеры и напряженные позы – таковы наиболее характерные признаки данного направления. 
Архитектура в стиле маньеризм поражает взгляд обывателя необычными структурными решениями, которые вызывают подсознательное эстетическое беспокойство полным отсутствием художественной сбалансированности. Классические элементы применяются в нетрадиционной форме, демонстрируя нарочитое презрение к общепринятым правилам.

Фасады зданий перенасыщены архитектурными, скульптурными и орнаментальными деталями, выхваченными из различных стилистических направлений, щедро инкрустированы золотом и серебром. Однако за кричащей роскошью маньеризма скрывается невероятное количество фальши. Виртуозная подделка – еще одна отличительная черта стиля. Ни одно архитектурное строение не обходится без ложных арок и дверей, слепых окон, псевдостатуй и псевдолепнины. Изображенные на стенах и потолках барельефы при беглом взгляде абсолютно неотличимы от настоящих. Внутренние помещения покрыты настолько искусной росписью, что крупные мазки краски на стене создают полную иллюзию разноцветного мрамора, а нарисованные вокруг ложного окна портьеры, кажется, готовы всколыхнуться от внезапного порыва ветра. 

Следует заметить, что подобная подмена истинного ложным не была продиктована экономией или отсутствием необходимых материалов. Использование пафосных иллюзорных элементов являлось не чем иным, как данью злодейке Моде. Искусственно созданное ощущение величия и роскоши позволяло европейским аристократам закрывать глаза на вопиющий художественный диссонанс интерьера. 

Вычурная красота деталей сопровождается абсолютной непродуманностью внутренней планировки зданий. Типичные характеристики помещения – большая площадь комнат и высокие потолки. Слепые окна, ложные арки, ниши и межкомнатные двери демонстрируют несомненное мастерство художников – маньеристов, одновременно являясь абсолютно бессмысленными элементами интерьера. 
Цветовое оформление маньеристических интерьеров фантастически яркое, «живое». Комбинация контрастных, часто несочетаемых оттенков выглядят настолько нелепо, что взгляд поневоле выделяет из общего хаоса композиции отдельные детали, которые при частном рассмотрении оказываются прекрасными и выразительными.

стиль

Количество декора в таком помещении в разы превышает все допустимые нормы. Стены комнат украшены многочисленными фресками и затейливыми орнаментами в которых переплетаются причудливая символика, гротескные фигуры и аллегорические образы. Комнаты заполнены многочисленными роскошными аксессуарами, придающими интерьеру дополнительный шик, однако зачастую являющимися искусными подделками. Именно в это период в моду входят разнообразные безделушки, выполненные «под слоновую кость». В выборе аксессуаров, которые относятся к различным стилям и эпохам, четко прослеживается эклектичность маньеризма.
Под стать окружающей обстановке и дорогая, вычурная мебель. Для отделки массивных столов, стульев и диванов широко используют инкрустацию драгоценными металлами – бронзой, золотом, серебром, медью – или их имитацией. Мебель декорируют рельефной резьбой, богатым текстилем с ярким, пестрым узором. 

Искусственные, гротескные интерьеры в стиле маньеризм создавали в помещении общую атмосферу театральности, ощущение нереальности окружающего мира. Возможно, именно это и сократило век необычного направления в искусстве и дизайне интерьеров, ставшего ступенькой к развитию не менее роскошного, но гораздо более реалистичного барокко.


А*Б